Разрешающая способность
Данный параметр характеризует дробность видео картинки, создаваемой
проектором, и определяется числом светящихся элементов - пикселей жидких
кристаллов или микрозеркал. В предшествующие годы по разрешающей способности
проекторы соответствовали стандартным видеокартам, используемым в
персональных компьютерах и рабочих станциях. Однако с течением времени стал
меняться формат компьютерных мониторов и особенно телевизоров, появились DVD
и телевидение высокой чёткости, и все это привело к существенному увеличению
вариантов разрешающей способности проекторов.
В настоящее время можно встретить
следующие виды разрешений:
а) Формат изображения 4:3:
- VGA
(640х480),
- SVGA
(800х600),
- XGA
(1024х780),
- SXGA
(1280х1024),
- SXGA+
(1400х1050),
- UXGA
(1600x1200),
- QXGA
(2048x1536).
б) Формат изображения 16:9, 16:10, 15:9
или близкий к ним:
- W XGA
(1280х768 либо 1280х780),
- HD720
(1280х720),
- W VGA
(864х480),
- W SVGA
(1024х576),
- HD2K
или HD1080 (1920x1080),
- W UXGA
(1920x1200),
- HD 4K
(4096x2400).
В каждой паре чисел первое показывает
число пикселей по горизонтали, а второе - по вертикали изображения. Существуют
и другие, менее распространенные форматы разрешения матриц проектора.
Формат 4:3 по-прежнему пока является
основным в классе инсталляционных моделей и проекторов для мобильных
презентаций, а широкоформатные модели лидируют в классе домашнего и
профессионального кино. Однако триумфальное распространение телевидения высокой
четкости, широкоформатных ноутбуков и Windows Vista в последнее время
обозначило определенную тенденцию перехода всей индустрии на широкоформатные
матрицы.
Что касается видео стандартов, то
большинство проекторов поддерживают наиболее распространённые системы цветности
PAL, SECAM, NTSC 3,58 и NTSC4,43. Новейшие модели, как правило, поддерживают
формат HDTV – телевидения высокой чёткости.
Чем выше разрешение, тем меньше размеры
светящихся элементов и более качественно изображение на экране. К этому всегда
следует стремиться, однако с увеличением разрешения стоимость проекторов
возрастает. Поэтому рекомендуется выбирать разрешение с учётом характера
проецируемой информации, ориентируясь на нижеприведенную таблицу:
Проецируемая информация
|
Рекомендуемое разрешение
|
Компьютерные презентации, подготовленные с помощью Power Point, а также
простая графика и крупные тексты
|
SVGA (800x600) (бюджетный вариант), XGA (1024х780) (более качественный
вариант)
|
Видео и фильмы среднего качества при проецировании на экран с диагональю
до 3 м
|
SVGA (800x600), WVGA (854X480), WSVGA (960x540)
|
Таблицы, подготовленные в Exel, мелкие тексты, архитектурная графика
|
XGA (1024х780), SXGA (1280х1024)
|
Видео и DVD-фильмы при проецировании на экран с диагональю более 3 м
|
XGA (1024х780), W XGA (1365x768)
|
CAD/CAM приложения, машино- и приборостроительные чертежи, географические
карты и т.п.
|
SXGA (1280х1024), SXGA+ (1400x1050), HD2K (1920x1080)
|
DVD-фильмы, BluRay, телевидение высокой четкости при обеспечении высокого
качества изображения.
|
SXGA (1280х1024), SXGA+ (1400x1050), UXGA (1600х1200), HD2K (1920x1080)
|
В технических характеристиках проектора
указывается его номинальное разрешение, соответствующее реальному количеству
пикселей воспроизводящих элементов. Как правило, проекторы имеют возможность
воспринимать сигнал с меньшим и с большим разрешением, чем номинальное, за счет
использования компрессии (сжатия информации). При этом, естественно, происходят
некоторые искажения картинки, зачастую заметные для глаза. Интенсивность этих
искажений зависит от качества алгоритма компрессии, используемого в конкретном
проекторе. Наилучшая картинка получается в случае, когда разрешения источника
информации и проектора совпадают. Поэтому не следует пренебрегать возможностью
лёгкой перенастройки разрешения видеокарты компьютера или выходного разрешения
DVD (BluRay) источника.
Указанное в технических характеристиках
номинальное разрешение не означает, что проектор реализует картинку только
одного номинального формата. У всех проекторов предусмотрена возможность через
меню перестроить формат изображения. Однако такое переформатирование происходит
за счёт неполного использования площади воспроизводящих элементов (матриц),
что, вообще говоря, неэффективно. Поэтому целесообразно выбирать проектор,
разрешение которого по формату соответствует основному назначению.
Технология изготовления проектора
Существуют три конкурирующие технологии, по которым изготовлены матричные
блоки современных мультимедийных проекторов. Это жидкие кристаллы на просвет
(технология 3LCD), микрозеркала (технология DLP) и жидкие кристаллы на
отражение (технологии LCOS, D-ILA, SXRD). Подробнее с этими технологиями можно
ознакомиться в вышеуказанном обзоре. В принципе все технологии равноправны, и в
большинстве случаев не технология определяет выбор проектора. Однако при
повышенных требованиях к качеству изображения (отсутствие искажений и
паразитных теней, натуральность цветопередачи, степень дискретности изображения
(пикселизация), глубина контраста, отсутствие т.н. «эффекта радуги», мягкость
или резкость подачи цветов и др.) следует учитывать особенности той или иной
технологии. Кроме того, одночиповые DLP- проекторы могут создавать мерцания при
видеозаписях, поэтому на мероприятиях, где ведутся телевизионные съёмки,
рекомендуется использовать LCD или LCOS проекторы.
В сфере проекционной техники достаточно регулярно появляются технологические
новинки (например, начинают широко распространяться матрицы на неорганических
жидких кристаллах, анонсирована технология 4LCD и т.д.)
Световой поток (яркость)
Световой поток мультимедийных проекторов измеряют в ANSI лм. Этот параметр
был введен в 1982 году Американским Институтом Национальных Стандартов (ANSI) в
качестве единицы, характеризующей среднюю величину светового потока проектора
по девяти зонам, равномерно распределенным по площади экрана определённого
размера.
Световой поток проекторов сегодня достигает 30 000 ANSI лм. С другой
стороны, в самое последнее время появились проекторы минимальных размеров, в
которых в качестве источников света вместо ламп используются светодиоды.
Световой поток таких проекторов не превышает сотен или даже десятков лм.
Для домашних кинотеатров, рассчитанных на просмотр фильмов в условиях
затемнения (категория «Home Cinema»), достаточно использовать проектор со сравнительно
небольшим световым потоком, от 600 до 1500 ANSI лм. Если же видеопоказ
происходит в освещенном зале, целесообразно использовать проектор с высокой
яркостью.
Для незатемнённых помещений этот коэффициент находится в пределах 500-800,
для затемнённых – 200-350. При этом надо учитывать, что реальный световой поток
любого проектора, как правило, на 10-20% меньше паспортного. Более строгий
выбор требуемого светового потока можно произвести по специальной методике,
зная уровень освещённости помещения в зоне расположения экрана. Освещённость,
выраженную в люксах, замеряют прибором (люксметром).
Необходимо также помнить, что при попадании на экран прямого солнечного
света даже самый мощный мультимедийный проектор не сможет обеспечить
качественное изображение. Для защиты от солнца необходимо использовать шторы
или жалюзи. Полезно также предусмотреть возможность отключения электрического
освещения в районе расположения экрана.
При выборе размеров экрана должны быть соблюдены 2 условия:
- расстояние
от самого дальнего зрителя до экрана не должно быть больше 5-6 кратной
ширины экрана,
- расстояние
от самого ближнего зрителя до экран не должно быть меньше полуторной
ширины экрана.
Выбор проектора (разрешение, световой поток, размер проецируемого
изображения и др.) должен производиться всякий раз, исходя из конкретных
условий эксплуатации и тех задач, которые проекционная система предназначена
решать.
Наличие сетевых интерфейсов
Некоторые проекторы имеют возможность получать контент для вывода на экран
по сети (локальной – Ethernet или же беспроводной по стандарту WiFi). Как
правило, в беспроводном режиме поддерживается видеопоказ статических картинок
(в режиме «слайд шоу»). Однако, появились также модели, обеспечивающие
возможность беспроводного приёма потокового видео. Кроме того, на рынке имеются
беспроводные адаптеры, которые можно подключить к любому проектору для приёма
«живого» видео. По мере совершенствования стандарта WiFi передача потокового
видео без проводов станет нормой жизни.
По весу выделяют следующие категории проекторов:
|
Стационарные
|
Более 18 кг
|
|
Переносные
|
9 - 18 кг
|
Портативные
|
4,5 - 9 кг
|
Ультра портативные
|
2,25 - 4,5 кг
|
Микро портативные
|
Менее 2,25 кг
|
Класс Palm ("с ладонь")
|
Менее 1,4 кг
|
Класс Pico
|
Менее 0,5 кг, яркость 150 лм
|
Класс Pocket
|
Размер мобильного телефона, яркость 7-10 лм
|
Проекторы классов Pico и Pocket, как уже отмечалось, работают на
светодиодах, для питания используются аккумуляторы. В затемнённом помещении они
способны воспроизвести изображение с диагональю до 50-60 см.
В самой ближайшей перспективе появятся мобильные телефоны с встроенными
видеопроекторами. Они позволят воспроизводить телевизионные сигналы, получаемые
по мобильной связи.
В настоящее время основная доля продаж приходится на ультра портативные
модели. Вместе с тем растёт объём продаж микро портативных проекторов, особенно
привлекательных для использования в выездных презентациях. Однако зачастую
уменьшение веса достигается за счёт ухудшения функциональных возможностей
проектора, так что к выбору маленького проектора надо относиться крайне
осмотрительно. Вообще говоря, малогабаритные проекторы не предназначены для
использования более 3-х -4-х часов в сутки. Если же проектор установлен
стационарно, несколько лишних килограммов особого значения не имеют.
|